Главная \ РФЯЦ-ВНИИЭФ \ Целым поколением – в науку!
РФЯЦ-ВНИИЭФ

Целым поколением – в науку!

admin
29.08.2023

        С 19 по 26 августа на базе детского оздоровительного лагеря им. А.П. Гайдара РФЯЦ-ВНИИЭФ работала очная проектная школа МГУ. Организаторами профильной смены выступили ядерный центр, МГУ имени М. В. Ломоносова и Корпоративная академия Росатома

В течение недели 50 учеников 9-11 классов (25 – из Сарова и 25 — из 12 городов присутствия Госкорпорации «Росатом») пополняли свои знания и представления о связи школьных предметов с перспективными областями науки и техники.

Инициатива проведения образовательного модуля для старшеклассников в Сарове родилась на I Всероссийском слете студенческих физико-математических научных обществ «Физмат», который прошел на базе Национального центра физики и математики (НЦФМ) весной 2023 года. Руководство Росатома активно поддержало идею и помогло в организации Проектной школы.

В течение недели ребята знакомились с основами научно-исследовательской         деятельности и реализовывали собственные проекты под руководством студентов и аспирантов МГУ, параллельно погружаясь в студенческую жизнь Московского университета.
В программе школы — лекции ведущих ученых и представителей атомной отрасли из РФЯЦ-ВНИИЭФ, АО «Гринатом», а также знакомство будущих абитуриентов с профессорско-преподавательским составом филиала МГУ в Сарове и передовыми научно-исследовательскими проектами НЦФМ.

В течение недели старшеклассники решали научные и инженерные кейсы в области физики частиц и астрофизики, фотонных и квантовых технологий, биомедицины и материаловедения. Задания были подготовлены на основе реальных исследовательских задач, над которыми сегодня работают сотрудники и студенты университета. Участники программы при поддержке экспертов сформировали собственную учебную программу, под руководством молодых наставников в лабораторных условиях разработали проекты и после защиты своих работ получили дипломы выпускников Проектной школы науки и технологий МГУ.

Все серьезно. Но как же школьники на такое согласились: пожертвовали последними каникулярными денечками, приступив к интенсивному обучению еще до начала учебного года?

«Когда в первый день мы приехали сюда, – улыбается руководитель образовательной программы «Проектная школа науки и технологии», студент магистратуры физического факультета МГУ Эдуард Ибрагимов, – пообщавшись с ребятами, поняли, что часть из них не подозревала о предстоящей насыщенной работе, собираясь просто отдохнуть. Поэтому всем педагогическим коллективом начали думать, как же будем мотивировать ребят на учебу? Но уже на второй день сомнения были рассеяны: дети звонили своим родителям и взахлеб рассказывали, какие тут лаборатории, как им интересно заниматься физикой и математикой и как они планируют связать жизнь с наукой. Более того, несколько ребят, которые считали, что они гуманитарии, подошли к нам и сообщили о желании сдавать ЕГЭ по физике».

Нам посчастливилось ненадолго окунуться в атмосферу образовательной программы. Мы прибыли в «Гайдар» в пятый день работы проектной школы. В 9.00 все ребята собрались в актовом зале. В этот день им предстояло прослушать две интересные лекции.

Первым на сцену поднялся Георгий Рогожников, старший научный сотрудник Института лазерно-физических исследований РФЯЦ-ВНИИЭФ. Он представил доклад «На переднем крае науки», посвященный возникновению, развитию и перспективам лазерных технологий. Георгий Сергеевич рассказывал о сложных вещах простым языком. Ребята не просто пассивно слушали лекцию. О том, что они «в теме», свидетельствовали вопросы, которые последовали после лекции.

Тема следующей лекции казалась очевидной: «Карьера ученого-физика в Российской Федерации». Но на деле выяснилось, что не так-то все просто. Антон Бликов, кандидат физико-математических наук, заместитель директора Института физики взрыва РФЯЦ-ВНИИЭФ честно рассказал ребятам о возможностях и трудностях профессии ученого. В какой вуз лучше поступать, как уберечься юному дарованию от хедхантеров, переманивающих в корпорации, далекие от научной деятельности, почему важно не быть эгоистом в науке, а работать в коллективе… То, о чем не расскажут учителя и преподаватели вузов.

После двух лекций у ребят был небольшой перерыв, воспользовавшись которым, мы поговорили с участниками школы.
Анастасия Седова – из Удомли. Настя оказалась в «Гайдаре», по ее словам, случайно: попала в школу по приглашению, потому что была в числе юниоров «Росатома»: «Думала, что здесь будет непринужденная обстановка, что-то типа саморазвития, а оказалось, что тут преподаватели из МГУ. Много математики, того, что проходят на первом курсе вуза. Поначалу было сложно и непонятно, но с каждым днем становится все понятнее. Хочу ли я стать ученым? Пока не знаю, есть время подумать».

Николай Милешин окончил 10-й класс саровской Православной гимназии: «Меня интересует физика и математика, поэтому я здесь. Очень насыщенная программа. Узнаем много нового и интересного. Помимо лекций и проектной деятельности, проходят многочисленные мероприятия, на которых мы общаемся, взаимодействуем с ребятами из других городов. Приятный баланс между работой и отдыхом. В будущем собираюсь связать жизнь с физикой и инженерией».

Мы не стали долго задерживать ребят. Впереди их ждал насыщенный день: после лекций – обед, научно-исследовательская работа в восьми лабораториях, затем свободное время, а потом – игра в «Что? Где? Когда?», в которой предстояло соревноваться с настоящими учеными. Во время всего периода обучения в проектной школе ее участники, разбитые на команды, непрерывно соревновались. На момент нашего визита побеждала «Лаборатория рентгеновских исследований»… Ну вы поняли, не «Веселые черепашки» или «Друзья Питера Пена»… Все очень серьезно, но в то же время – увлекательно и весело.

В последний день всех ждал последний научный рывок — команды готовили презентации научных проектов. Все лаборатории рассказали о своих исследованиях: от обработки космических снимков до разработки биомеханического протеза человеческой руки. Всё по-взрослому — отзыв рецензента, вопросы коллег, комментарий научного руководителя. Эмоции зашкаливали, забывали даже такие простые слова, как мама и папа, что говорить о преобразовании Ломба. У кого-то от научного счастья на сцене полились слезы… О серьезности проектов можно судить по тому, что преподаватели обсуждали их даже в поезде на обратном пути в Москву.

Школа подошла к концу. Всех ждал выпускной — гитара, звездное небо, теплые слова и пожелания от преподавателей, сотни маленьких веревочек, которые связали всех студентов и преподавателей.

Закончить рассказ о проектной школе МГУ хочется высказыванием ее идейного вдохновителя Эдуарда Ибрагимова: «У нас, преподавательского состава (мы все – сотрудники разных научных учреждений), есть такая мечта – в какой-то момент накопится критическая масса ребят, которые придут в науку активными, инициативными и с горящими глазами. Если они придут в науку целым поколением, то может случится такой прорыв, о котором сейчас часто говорят. Такое уже бывало в истории российской науки!»

Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Комментариев нет
Комментарии отключены.
Последние новости
Главная \ РФЯЦ-ВНИИЭФ \ Целым поколением – в науку!
РФЯЦ-ВНИИЭФ

Целым поколением – в науку!

admin
29.08.2023

        С 19 по 26 августа на базе детского оздоровительного лагеря им. А.П. Гайдара РФЯЦ-ВНИИЭФ работала очная проектная школа МГУ. Организаторами профильной смены выступили ядерный центр, МГУ имени М. В. Ломоносова и Корпоративная академия Росатома

В течение недели 50 учеников 9-11 классов (25 – из Сарова и 25 — из 12 городов присутствия Госкорпорации «Росатом») пополняли свои знания и представления о связи школьных предметов с перспективными областями науки и техники.

Инициатива проведения образовательного модуля для старшеклассников в Сарове родилась на I Всероссийском слете студенческих физико-математических научных обществ «Физмат», который прошел на базе Национального центра физики и математики (НЦФМ) весной 2023 года. Руководство Росатома активно поддержало идею и помогло в организации Проектной школы.

В течение недели ребята знакомились с основами научно-исследовательской         деятельности и реализовывали собственные проекты под руководством студентов и аспирантов МГУ, параллельно погружаясь в студенческую жизнь Московского университета.
В программе школы — лекции ведущих ученых и представителей атомной отрасли из РФЯЦ-ВНИИЭФ, АО «Гринатом», а также знакомство будущих абитуриентов с профессорско-преподавательским составом филиала МГУ в Сарове и передовыми научно-исследовательскими проектами НЦФМ.

В течение недели старшеклассники решали научные и инженерные кейсы в области физики частиц и астрофизики, фотонных и квантовых технологий, биомедицины и материаловедения. Задания были подготовлены на основе реальных исследовательских задач, над которыми сегодня работают сотрудники и студенты университета. Участники программы при поддержке экспертов сформировали собственную учебную программу, под руководством молодых наставников в лабораторных условиях разработали проекты и после защиты своих работ получили дипломы выпускников Проектной школы науки и технологий МГУ.

Все серьезно. Но как же школьники на такое согласились: пожертвовали последними каникулярными денечками, приступив к интенсивному обучению еще до начала учебного года?

«Когда в первый день мы приехали сюда, – улыбается руководитель образовательной программы «Проектная школа науки и технологии», студент магистратуры физического факультета МГУ Эдуард Ибрагимов, – пообщавшись с ребятами, поняли, что часть из них не подозревала о предстоящей насыщенной работе, собираясь просто отдохнуть. Поэтому всем педагогическим коллективом начали думать, как же будем мотивировать ребят на учебу? Но уже на второй день сомнения были рассеяны: дети звонили своим родителям и взахлеб рассказывали, какие тут лаборатории, как им интересно заниматься физикой и математикой и как они планируют связать жизнь с наукой. Более того, несколько ребят, которые считали, что они гуманитарии, подошли к нам и сообщили о желании сдавать ЕГЭ по физике».

Нам посчастливилось ненадолго окунуться в атмосферу образовательной программы. Мы прибыли в «Гайдар» в пятый день работы проектной школы. В 9.00 все ребята собрались в актовом зале. В этот день им предстояло прослушать две интересные лекции.

Первым на сцену поднялся Георгий Рогожников, старший научный сотрудник Института лазерно-физических исследований РФЯЦ-ВНИИЭФ. Он представил доклад «На переднем крае науки», посвященный возникновению, развитию и перспективам лазерных технологий. Георгий Сергеевич рассказывал о сложных вещах простым языком. Ребята не просто пассивно слушали лекцию. О том, что они «в теме», свидетельствовали вопросы, которые последовали после лекции.

Тема следующей лекции казалась очевидной: «Карьера ученого-физика в Российской Федерации». Но на деле выяснилось, что не так-то все просто. Антон Бликов, кандидат физико-математических наук, заместитель директора Института физики взрыва РФЯЦ-ВНИИЭФ честно рассказал ребятам о возможностях и трудностях профессии ученого. В какой вуз лучше поступать, как уберечься юному дарованию от хедхантеров, переманивающих в корпорации, далекие от научной деятельности, почему важно не быть эгоистом в науке, а работать в коллективе… То, о чем не расскажут учителя и преподаватели вузов.

После двух лекций у ребят был небольшой перерыв, воспользовавшись которым, мы поговорили с участниками школы.
Анастасия Седова – из Удомли. Настя оказалась в «Гайдаре», по ее словам, случайно: попала в школу по приглашению, потому что была в числе юниоров «Росатома»: «Думала, что здесь будет непринужденная обстановка, что-то типа саморазвития, а оказалось, что тут преподаватели из МГУ. Много математики, того, что проходят на первом курсе вуза. Поначалу было сложно и непонятно, но с каждым днем становится все понятнее. Хочу ли я стать ученым? Пока не знаю, есть время подумать».

Николай Милешин окончил 10-й класс саровской Православной гимназии: «Меня интересует физика и математика, поэтому я здесь. Очень насыщенная программа. Узнаем много нового и интересного. Помимо лекций и проектной деятельности, проходят многочисленные мероприятия, на которых мы общаемся, взаимодействуем с ребятами из других городов. Приятный баланс между работой и отдыхом. В будущем собираюсь связать жизнь с физикой и инженерией».

Мы не стали долго задерживать ребят. Впереди их ждал насыщенный день: после лекций – обед, научно-исследовательская работа в восьми лабораториях, затем свободное время, а потом – игра в «Что? Где? Когда?», в которой предстояло соревноваться с настоящими учеными. Во время всего периода обучения в проектной школе ее участники, разбитые на команды, непрерывно соревновались. На момент нашего визита побеждала «Лаборатория рентгеновских исследований»… Ну вы поняли, не «Веселые черепашки» или «Друзья Питера Пена»… Все очень серьезно, но в то же время – увлекательно и весело.

В последний день всех ждал последний научный рывок — команды готовили презентации научных проектов. Все лаборатории рассказали о своих исследованиях: от обработки космических снимков до разработки биомеханического протеза человеческой руки. Всё по-взрослому — отзыв рецензента, вопросы коллег, комментарий научного руководителя. Эмоции зашкаливали, забывали даже такие простые слова, как мама и папа, что говорить о преобразовании Ломба. У кого-то от научного счастья на сцене полились слезы… О серьезности проектов можно судить по тому, что преподаватели обсуждали их даже в поезде на обратном пути в Москву.

Школа подошла к концу. Всех ждал выпускной — гитара, звездное небо, теплые слова и пожелания от преподавателей, сотни маленьких веревочек, которые связали всех студентов и преподавателей.

Закончить рассказ о проектной школе МГУ хочется высказыванием ее идейного вдохновителя Эдуарда Ибрагимова: «У нас, преподавательского состава (мы все – сотрудники разных научных учреждений), есть такая мечта – в какой-то момент накопится критическая масса ребят, которые придут в науку активными, инициативными и с горящими глазами. Если они придут в науку целым поколением, то может случится такой прорыв, о котором сейчас часто говорят. Такое уже бывало в истории российской науки!»

This is some text inside of a div block.
Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.