Стаж работы Станислаав Алексеевича Пелескова, ведущего научного сотрудника КБ-1, в ядерном центре составляет 54 года. Трудовая книжка нашего героя заполнена неравномерно.
Графы, где отражены переходы с одного предприятия на другое, пустуют. А вот место, куда вписывают поощрения сотрудника заполнено «до отказа». О начале своего пути, работе в ядерном центре и актуальных задачах на современном этапе жизни заслуженный работник атомной промышленности Станислав Пелесков рассказал нашему корреспонденту.
Станислав Алексеевич – ровесник Великой Победы. Он родился в 1945 году, за два месяца до окончания войны в городе Каменск-Уральске Свердловской области.
– Через год после моего рождения отца – Алексея Матвеевича, работавшего железнодорожником, перевели в город Златоуст на недавно электрифицированный участок ЮУЖД машинистом электровоза. Так что всё мое детство и юность связаны с этим красивейшим местом на Южном Урале, – вспоминает Станислав Алексеевич. – Мы жили в одном из районов Златоуста вблизи железнодорожной станции. Рядом с домом была школа, моя мама Елена Яковлевна, работала там учительницей.
– Что повлияло на выбор профессии?
– В Златоусте действует несколько металлургических производств, изготавливающих, в частности, специальные высококачественные стали, часовой завод, производящий авиационные часы. Этим самым моё место учёбы было предопределено. После окончания школы (семилетки) я поступил в Златоустовский индустриальный техникум им. П. П. Аносова. Учился я по специальности «ковка-штамповка». Техникум я окончил с отличием, что дало мне право поступать в вуз. Интерес к естественным наукам привёл меня на физико-технический факультет Уральского политеха. Такого рода факультеты в те времена служили базой для обучения специалистов в области развивающихся отраслей атомной науки и техники.
– В то время вы уже слышали про ядерный центр и Саров?
– Информации о ВНИИЭФ и городе не было, так что выбор места работы можно в какой-то мере считать случайным. В Саров я прибыл на дипломную практику в августе 1968 года. Был зачислен на работу техником в то же самое подразделение, где работаю до сих пор.
– Помните первые впечатления о городе?
– Безусловно. Когда прибыл, то несколько дней заняло оформление документов. В свободное время я гулял по городу. Поразило, что днём на улицах практически не было людей. Потом понял – просто большинство взрослых на работе, дети в садах-яслях, школьники – в школах. Контраст в этом плане с другими городами был впечатляющим. Понравилось, что город какой-то уютный, небольшой, всё рядом, много зелени. Впечатлили «глухие» места, как например, долина Сатиса около монастырского холма.
– Ваша дипломная практика прошла успешно?
– Да, вполне успешно. Защитив её, я занял на конкурсе молодых специалистов второе место. После защиты был переведён в инженеры.
– С какими трудностями пришлось столкнуться, когда с «головой» окунулись в работу?
– Выяснилось, что подразделение занимается тем, чему нас в институте не обучали. Это, видимо, классический вариант – забудьте всё, чему вас учили… Поэтому пришлось (и сейчас приходится) осваивать новые знания и навыки. Но в этом-то и есть одна из сторон притягательности такой работы для меня. Всегда появляются новые задачи, новые вопросы. Мне кажется, что однообразной повседневной работы я бы долго не выдержал (правда, сейчас мне это, наверное, уже не грозит).
– Что из себя в те годы представляло КБ-1?
– В то время в подразделении трудилось поколение людей, которые либо работали ещё с «отцами-основателями» теперешнего ВНИИЭФ, либо сами начинали свою трудовую биографию одновременно с ними. Было интересно и полезно слушать их рассказы о былых временах. Подразделение тогда было гораздо меньше по численности и компактно располагалось в одном двухэтажном здании. Все друг друга знали, можно было по любому вопросу обращаться к любому сотруднику, от начальника отдела до лаборанта, всегда помогут делом, или хотя бы советом.
– Кто был вашим первым наставником?
– Я попал в группу, которой руководил Евгений Васильевич Леваков. С тех пор и до его ухода на пенсию мы тесно сотрудничали, даже тогда, когда я уже руководил соседней лабораторией. Он меня многому научил: тщательности в постановке эксперимента, аккуратной обработке и изложении результатов исследований, постоянной работе с литературой, обращению с сотрудниками в разных ситуациях.
По мере набора опыта и знаний Станислав Алексеевич последовательно повышал свою квалификацию: младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, начальник группы. В 1988 году защитил диссертацию с присвоением учёного звания кандидат физико-математических наук, в 1993 – стал ведущим научным сотрудником, а с 1994 года – начальником лаборатории. В настоящее время продолжает работать ведущим научным сотрудником, как он говорит, уступив место «у руля» молодёжи.
– Станислав Алексеевич, какую свою работу вы считаете наиболее ценной и важной?
– Если пытаться ранжировать работы, в которых я участвовал по их «ценности», то конечно самыми важными были работы плановые. От них зависели результаты не только моих усилий, всего подразделения, но и, в какой-то мере, института в целом. Оценка моей работы определялась именно этими результатами. Но были работы, которые хотя и не относились к плановым работам подразделения, но, пожалуй, тем они были и интересны. Это так называемые работы «в интересах народного хозяйства» или по-другому их именовали «конверсионными». Особенно много таких задач встречалось в период конца прошлого-начала этого века. Из них можно отметить разработку термического резака для проведения аварийно-восстановительных работ, устройства для ликвидации ледовых заторов, моделирование аварий активной зоны АЭС. Следует отметить, что эти работы проводились творческими коллективами, в которые входили сотрудники как нашего, так и других подразделений ВНИИЭФ. По этим и работам по основной деятельности мною выпущено порядка 300 научно-технических отчётов и статей, 10 изобретений.
За работы по основной тематике и инициативные работы Станислава Пелескова многократно отмечали разного рода поощрениями: доски почёта благодарности и грамоты. Станислав Алексеевич удостоен звания Ветерана труда, Ветерана атомной энергетики и промышленности, Заслуженного работника атомной промышленности РФ, он – стипендиат ОПК РФ.
– Что сейчас самое важное в вашей работе?
– За годы работы накоплен большой опыт, который я сейчас стараюсь передать молодым сотрудникам. Это, пожалуй, самое главное на данном этапе моей длинной (54 года) трудовой биографии.
Встречаясь с ветеранами ядерного центра, каждый раз поражаешься основательности и постоянству этих людей. Один раз выбрали профессию, место работы, один раз женились и оставались верными своему выбору всю жизнь.
Стаж семейной жизни семьи Пелесковых на два года меньше, чем трудовой стаж нашего героя. Татьяна Семёновна вышла замуж за Станислава Алексеевича в 1970-м году. Работала медсестрой. В браке у них родилась дочь Ольга, которая пошла по стопам матери, окончила медицинский институт. Сейчас Ольга Станиславовна работает врачом-педиатром.
– Дочь вышла замуж за Калашникова Игоря Владимировича – сына одного из моих коллег, – рассказывает Станислав Алексеевич. – У них двое дочерей, которые сейчас грызут гранит наук в ВУЗах.
Станислав Алексеевич признаётся, что главным его хобби всю жизнь была… работа. А на другие занятия особо и времени не оставалось.
– По мере возможности, я продолжаю интересоваться многими явлениями окружающего мира, благо, сейчас интернет позволяет получить практически любую информацию. Ну и ещё, с определенного возраста, появилась тяга к земле, так что летом с женой, бывает и с дочерью, зятем и внучками, ковыряемся в саду.