В год 80-летия атомной промышленности продолжаем рассказывать о сотрудниках первого серийного завода – ЭМЗ «Авангард». Герой сегодняшней публикации – ветеран завода, один из первых стахановцев страны Леон Павлович Дикарев.
Текст: Вера Зотова. Фото: из архива ЭМЗ «Авангард»
Леон Павлович родился 13 января 1916 г. в с. Шукавке Эртильского р-на Воронежской обл. В 1931 г., окончив семь классов неполной средней школы, он поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ) при заводе Сельмашстрой в Ростове-на-Дону и с 1934 г. работал настройщиком станков на заводе «Электросигнал» в Воронеже. Мир механизмов и машин, новая обстановка были непривычны для семнадцатилетнего парня, выросшего в селе, но трудолюбие и старание уже в скором времени поставили Леона Дикарева в один ряд с лучшими рабочими предприятия. Не прошло и трех лет, как молодой токарь становится участником отраслевого слета стахановцев электропромышленности, проходившего в Ленинграде.
Все мальчишки той поры мечтали стать летчиками, а если у тебя еще и брат военный летчик… Мечта Леона сбылась: в 1938 году, как только в Воронеже стали изготавливать самолеты, Дикарев — уже рабочий Государственного авиационного завода № 18 им. К.Е. Ворошилова. Сначала он был токарем-лекальщиком, но решил овладеть новой профессией. Все пришлось начинать с нуля. Энтузиазм, искренне желание принести как можно больше пользы привели к тому, что 20 июня Леон Дикарев пришел на завод учеником, а 15 августа он уже был резьбошлифовщиком 4 разряда! Эта профессия для него стала родной, именно здесь наиболее ярко раскрылись его способности.
1941 год. Враг под Воронежем. Завод эвакуируется в Куйбышев. Мрачно на душе Леона Павловича… Погиб брат, семья осталась в прифронтовой полосе. Не раз возникало желание уйти на фронт, но всегда останавливала мысль — грозный штурмовик ИЛ-2 нужнее, чем еще один боец! «Меж тем на завод, ставший родным, падали бомбы с немецких самолетов, а своих – воронежских было пока так мало, что достойного отпора они дать не могли, — вспоминал Леон Павлович. — Холод, стужа, в цехах еще не было и крыши над головой, к металлу примерзала кожа рук. А потом уже над аэродромом стали рокотать моторы уходящих на фронт самолетов!»
Работа сутками, до полного истощения сил, когда уже ноги подкашиваются. И так четыре долгих года. Но каждый ощущал чувство гордости от выполненного долга, а когда с фронта приходили сообщения об освобождении тех или иных городов, о преимуществе советского оружия — свою причастность к победам.
Закончилась война, и авиационная промышленность начала осваивать новую технику. Л.П. Дикарев, в частности, изготавливает уникальные калибры для проверки резьбы. Не один раз ему приходилось видеть в цехе главного конструктора А.Н. Туполева, который иногда лично давал указания о поощрении отличившихся рабочих, а Леон Павлович был в те годы уже шлифовальщиком высшей категории – имел 8 разряд. В 1950 году к прежним наградам за его вклад в Победу – медалям «За трудовое отличие» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1955 гг.» — прибавилась медаль «За трудовую доблесть» — теперь уже за участие в создании новой авиационной техники и, конечно же, юбилейные медали:
«30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Интересный факт из биографии Леона Павловича: в середине апреля 1950 года он вместе с сотрудником В.Исаевым обратился с инициативой привести в соответствие численность рабочих и руководителей среднего звена. Об этом было напечатано в местной газете. Инициатива стахановцев была одобрена руководством завода и подхвачена другими коллективами. Это дало немалый экономический эффект, а сами передовые рабочие стали значительно перевыполнять план. «Поддержим почин передовиков. Шире распространим инициативу новаторов производства тт. Исаева и Дикарева!» — под таким заголовком вышла тогда целая полоса газеты «За ударные темпы», в которой многие рабочие конкретными фактами доказали, насколько важен почин стахановцев.
Думаю, не случайно в 1951 г. по решению ЦК ВКП (б) Леон Павлович Дикарев отобран Куйбышевским обкомом ВКП(б) для работы в КБ-11. Его направили резьбошлифовщиком на завод № 3 (ЭМЗ «Авангард»), а чуть позже, учитывая опыт и высокий профессионализм, назначили старшим контрольным мастером. В 1956 г. без отрыва от производства Леон Павлович окончил Московский областной политехникум, получив квалификацию техника-механика, и вскоре стал заместителем начальника инструментального цеха. Спустя всего год он исполняет обязанности начальника цеха, а затем становится его руководителем.
Редкий работник завода не знал его. Природный ум, умение понять человека, прийти на помощь, посоветовать в нужную минуту, никогда не покидающее чувство юмора – все эти качества были присущи Леону Павловичу. А вкупе с этим высокая работоспособность, общительность, скромность позволяли ему иметь большой авторитет в каждом коллективе, где он работал. В 1962 году он назначается старшим инженером бюро ОТК.
Руководитель коллектива, секретарь парторганизации, председатель профкома – всюду он одинаков: старательно, с присущей ему энергией выполняет свои обязанности, оставаясь очень доброжелательным человеком.
Чему свидетельствуют многочисленные грамоты и благодарственные письма.
Как бывший рабочий, затем руководитель, активный общественник, любящий муж, заботливый отец двух дочерей, трижды дед, Леон Павлович являл собой образец высокой самоотдачи, огромного трудолюбия, человека неравнодушного, общительного, умеющего и строго спросить за дело, и от души пошутить. Сотрудники инструментального цеха, ОТК хорошо помнят его, уверенно шагающего между станками, его крепкое рукопожатие, его деловые указания. Ему верили, в него верили!
На заслуженный отдых Леон Павлович ушел в 1978 году, оставив о себе яркую память коллег и руководства завода.
В год 80-летия атомной промышленности продолжаем рассказывать о сотрудниках первого серийного завода – ЭМЗ «Авангард». Герой сегодняшней публикации – ветеран завода, один из первых стахановцев страны Леон Павлович Дикарев.
Текст: Вера Зотова. Фото: из архива ЭМЗ «Авангард»
Леон Павлович родился 13 января 1916 г. в с. Шукавке Эртильского р-на Воронежской обл. В 1931 г., окончив семь классов неполной средней школы, он поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ) при заводе Сельмашстрой в Ростове-на-Дону и с 1934 г. работал настройщиком станков на заводе «Электросигнал» в Воронеже. Мир механизмов и машин, новая обстановка были непривычны для семнадцатилетнего парня, выросшего в селе, но трудолюбие и старание уже в скором времени поставили Леона Дикарева в один ряд с лучшими рабочими предприятия. Не прошло и трех лет, как молодой токарь становится участником отраслевого слета стахановцев электропромышленности, проходившего в Ленинграде.
Все мальчишки той поры мечтали стать летчиками, а если у тебя еще и брат военный летчик… Мечта Леона сбылась: в 1938 году, как только в Воронеже стали изготавливать самолеты, Дикарев — уже рабочий Государственного авиационного завода № 18 им. К.Е. Ворошилова. Сначала он был токарем-лекальщиком, но решил овладеть новой профессией. Все пришлось начинать с нуля. Энтузиазм, искренне желание принести как можно больше пользы привели к тому, что 20 июня Леон Дикарев пришел на завод учеником, а 15 августа он уже был резьбошлифовщиком 4 разряда! Эта профессия для него стала родной, именно здесь наиболее ярко раскрылись его способности.
1941 год. Враг под Воронежем. Завод эвакуируется в Куйбышев. Мрачно на душе Леона Павловича… Погиб брат, семья осталась в прифронтовой полосе. Не раз возникало желание уйти на фронт, но всегда останавливала мысль — грозный штурмовик ИЛ-2 нужнее, чем еще один боец! «Меж тем на завод, ставший родным, падали бомбы с немецких самолетов, а своих – воронежских было пока так мало, что достойного отпора они дать не могли, — вспоминал Леон Павлович. — Холод, стужа, в цехах еще не было и крыши над головой, к металлу примерзала кожа рук. А потом уже над аэродромом стали рокотать моторы уходящих на фронт самолетов!»
Работа сутками, до полного истощения сил, когда уже ноги подкашиваются. И так четыре долгих года. Но каждый ощущал чувство гордости от выполненного долга, а когда с фронта приходили сообщения об освобождении тех или иных городов, о преимуществе советского оружия — свою причастность к победам.
Закончилась война, и авиационная промышленность начала осваивать новую технику. Л.П. Дикарев, в частности, изготавливает уникальные калибры для проверки резьбы. Не один раз ему приходилось видеть в цехе главного конструктора А.Н. Туполева, который иногда лично давал указания о поощрении отличившихся рабочих, а Леон Павлович был в те годы уже шлифовальщиком высшей категории – имел 8 разряд. В 1950 году к прежним наградам за его вклад в Победу – медалям «За трудовое отличие» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1955 гг.» — прибавилась медаль «За трудовую доблесть» — теперь уже за участие в создании новой авиационной техники и, конечно же, юбилейные медали:
«30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Интересный факт из биографии Леона Павловича: в середине апреля 1950 года он вместе с сотрудником В.Исаевым обратился с инициативой привести в соответствие численность рабочих и руководителей среднего звена. Об этом было напечатано в местной газете. Инициатива стахановцев была одобрена руководством завода и подхвачена другими коллективами. Это дало немалый экономический эффект, а сами передовые рабочие стали значительно перевыполнять план. «Поддержим почин передовиков. Шире распространим инициативу новаторов производства тт. Исаева и Дикарева!» — под таким заголовком вышла тогда целая полоса газеты «За ударные темпы», в которой многие рабочие конкретными фактами доказали, насколько важен почин стахановцев.
Думаю, не случайно в 1951 г. по решению ЦК ВКП (б) Леон Павлович Дикарев отобран Куйбышевским обкомом ВКП(б) для работы в КБ-11. Его направили резьбошлифовщиком на завод № 3 (ЭМЗ «Авангард»), а чуть позже, учитывая опыт и высокий профессионализм, назначили старшим контрольным мастером. В 1956 г. без отрыва от производства Леон Павлович окончил Московский областной политехникум, получив квалификацию техника-механика, и вскоре стал заместителем начальника инструментального цеха. Спустя всего год он исполняет обязанности начальника цеха, а затем становится его руководителем.
Редкий работник завода не знал его. Природный ум, умение понять человека, прийти на помощь, посоветовать в нужную минуту, никогда не покидающее чувство юмора – все эти качества были присущи Леону Павловичу. А вкупе с этим высокая работоспособность, общительность, скромность позволяли ему иметь большой авторитет в каждом коллективе, где он работал. В 1962 году он назначается старшим инженером бюро ОТК.
Руководитель коллектива, секретарь парторганизации, председатель профкома – всюду он одинаков: старательно, с присущей ему энергией выполняет свои обязанности, оставаясь очень доброжелательным человеком.
Чему свидетельствуют многочисленные грамоты и благодарственные письма.
Как бывший рабочий, затем руководитель, активный общественник, любящий муж, заботливый отец двух дочерей, трижды дед, Леон Павлович являл собой образец высокой самоотдачи, огромного трудолюбия, человека неравнодушного, общительного, умеющего и строго спросить за дело, и от души пошутить. Сотрудники инструментального цеха, ОТК хорошо помнят его, уверенно шагающего между станками, его крепкое рукопожатие, его деловые указания. Ему верили, в него верили!
На заслуженный отдых Леон Павлович ушел в 1978 году, оставив о себе яркую память коллег и руководства завода.