18 o г. Саров Среда

Новый экспонат Музейного комплекса

admin
Мар 27, 2019
0
322

В скором будущем к многочисленным экспонатам Музея ядерного оружия прибавится еще один – вагон-салон академика Ю.Б. Харитона. Его планируется разместить на специальной площадке рядом со зданием музея. Об истории этого уникального передвижного кабинета великого ученого-физика рассказывает специалист Департамента коммуникаций и международных связей Евгения Кочеткова - автор доклада, прозвучавшего на недавнем научно-практическом семинаре «Мемориальный музей как объект культурно-исторического и научного наследия атомной отрасли».

Специальным постановлением Совета министров СССР ведущим руководителям атомного проекта - академику Игорю Курчатову, членам-корреспондентам Льву Арцимовичу и Исааку Кикоину в целях личной безопасности было запрещено пользоваться авиасообщением. В 1948 году для них были выделены персональные железнодорожные вагоны с планировкой под штаб-квартиру. В 1952 году подобный вагон «с правом прицепки к скорым, пассажирским и другим поездам» получил в свое распоряжение и Юлий Борисович Харитон. Вагон был еще дореволюционной постройки и прежде принадлежал начальнику Казанской железной дороги.

С 1952 по 1987 гг. вагон-салон служил средством сообщения КБ-11 с Москвой и полигонами не только для Харитона, но и для Курчатова, Сахарова, Зельдовича, Музрукова, Негина и других ученых. Для поездки в любую точку страны достаточно было устного распоряжения академика.

Практически сразу с Юлием Борисовичем начала работать проводница Клавдия Николаевна Егорова. Спецвагон стал для нее родным домом в прямом и переносном смысле. Бесчисленные командировки, постоянное дежурство на режимном объекте, каковым являлся вагон, - вместе с Ю.Б. за 45 лет Клавдия Николаевна объехала практически всю страну.

Позднее дореволюционной вагон сменил более современный (цельнометаллический) и вместительный. В нем помимо личного купе имелись еще два двухместных и четыре четырехместных гостевых купе для сопровождающих, отделение для проводников и дровяная кухня.

В последние годы Харитон ездил в переоборудованном вагоне образца 1961 года, с выделенным залом совещаний (столовой) и рабочим кабинетом. До выхода в 1965 году соответствующего постановления Правительства СССР в одном из купе неотлучно находились личные телохранители (так называемые «секретари»).

На данный момент в постсоветском пространстве находится не так много мемориальных вагонов-салонов. Наиболее известные – вагон-салон Иосифа Сталина, который находится в Гори (Грузия); вагон-салон Ивана Бардина, который находится в Череповце; вагоны Петра Столыпина, Владимира Щербицкого и Климента Ворошилова (находятся на Киевском железнодорожном вокзале в музее железнодорожного транспорта Юго-Западной Украинской железной дороги).

Бронированный вагон в Гори является частью музейной экспозиции дома, где родился Сталин. Этот вагон использовался вождем народа в военное и послевоенное время, начиная с 1941 года. В частности, генералиссимус именно на нем совершил поездку на Ялтинскую конференцию в феврале 1945 года (см. врезку).

Вагон академика Ивана Павловича Бардина, стоявшего у истоков металлургического производства в Череповце, входит в состав Музея металлургической промышленности. В этом вагоне академик Бардин несколько раз приезжал в Череповец, в вагоне находился его личный кабинет и спальня. Что интересно, в начале войны вагон принадлежал немецкому фельдмаршалу Паулюсу, затем он перешел в распоряжение Академии наук СССР.

Еще четыре вагона-салона собрали в одном месте к 140-летию Украинской Юго-Западной железной дороги в 2012 году. Один из них - личный вагон секретаря ЦК КПСС Украины Владимира Щербицкого. Построен в 1957 году и специально переоборудован в 1970-х годах. Это настоящие апартаменты на колесах - несколько комнат: зал для совещаний с огромным столом, спальня с широкой кроватью и полноценная кухня. Еще один вагон - столыпинский. Но не тот, в котором возили заключенных, а коим пользовался глава Совета министров царской России Петр Столыпин. И два практически идентичных вагона военачальника Климента Ворошилова.

Но вернемся к вагону Юлия Борисовича Харитона. В 2010 году была произведена реконструкция интерьеров. В 2015 году он впервые был открыт для посетителей в составе экспозиций передвижного выставочно-лекционного комплекса РЖД («Поезд инноваций»). В настоящее время вагон находится на охраняемой площадке запасного пути станции «Тупиковая». В том, что он существует, большая заслуга руководства железнодорожного цеха и лично его многолетнего начальника Татьяны Шестаковой, которая более 20 лет сохраняла вагон и поддерживала его состояние, не позволив его утилизировать.

Музей ядерного оружия ведет активную работу по сохранению вагона-салона и передаче его в основную экспозицию. На сегодняшний день разработано несколько эскизных проектов. Первый был предложен еще в 90-е годы личным помощником и секретарем Ю.Б. Харитона Александром Ивановичем Водопшиным. По его идее местом для нового экспоната могла бы стать территория между Музеем РФЯЦ-ВНИИЭФ и поликлиникой №2. Проект предусматривал, что там кроме вагона-салона может появиться аллея заслуженных ученых, а завершат экспозицию утилизированные ракеты. В те годы этот проект не удалось реализовать из-за финансовых трудностей.

Второй проект разработан дизайнерской группой Департамента коммуникаций и международных связей. По задумкам проектировщиков, вагон-салон будет размещен рядом с Музеем ядерного оружия. Построен перрон, на котором сам вагон будет находиться на части рельсового пути. Для защиты от атмосферных осадков планируется возвести металлоконструкцию, покрытую полимерным материалом. Вагон-салон как экспонат именно в таком исполнении является уникальным сооружением, не имеющим аналогов в музейных экспозициях. Кроме того, это единственный мемориальный вагон-салон в Госкорпорации «Росатом».

Новый экспонат Музея ядерного оружия должен появиться к 1 августа 2019 года – накануне торжеств, посвященных 70-летию испытания первого отечественного ядерного заряда РДС-1. А это значит, что в нашем городе станет на одну достопримечательность больше.

Газета «Страна Росатом» (вкладка РФЯЦ-ВНИИЭФ)

Поделиться